МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД НЕФТЕЮГАНСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА №4»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Праздники коренных народов Югры
Ученик 3«К1» класса
Винничук Артем
Руководитель: Таминдарова Линиза Мадисовна, классный руководитель кадетского класса МБОУ «СОКШ №4»
Нефтеюганск
2012
|
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.. 2
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА. Ошибка! Закладка не определена.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. 5
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ. 5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ. ПЕРСПЕКТИВЫ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 8
Результаты опроса учащихся. Ошибка! Закладка не определена.
Экскурсия на тему: "Праздники коренных народов Югры "…………….. 19
ВВЕДЕНИЕ
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Я живу в необыкновенном крае, название которого звучит очень
красиво – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями - ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение.
Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа.
Когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные: звери и птицы или фигурки этих животных. К тому же раньше верили в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ. В различных местах проживания наблюдались отдельные формы почитания некоторых зверей, птиц и рыб. Медведь имел божественное происхождение, некогда он был человеком.
Мифическими фигурками служили и некоторые птицы. Ханты и манси до сих пор совершают празднества, семейные обряды для некоторых из этих птиц. К таким птицам относятся журавль, ворона, ворон, трясогузка, лебедь и гагара. Этих птиц называют священными. Этим животным посвящали праздники. Совершая экскурс в прошлое хантов и манси, можно проследить судьбу этого мужественного народа от нашествия татар вплоть до прихода Советской власти. Насильственное обращение ханты в христианскую веру очень болезненно отразилось в историческом и культурно-бытовом развитии народа. Но и сегодня ханты молятся своим богам, празднуют свои праздники, отчаянно сопротивляясь цивилизации. Мне захотелось узнать о праздниках ханты, связанных с живым миром природы, рассказать об этом друзьям, родителям, одноклассникам.
Знакомство с бытом и традициями народов ханты я начал с посещения
музея в городе Сургуте и историко-краеведческого музея нашего города.
Провел анкетирование обучающихся и родителей в своем классе. Задал только один вопрос: Знаете ли вы праздники народов ханты, связанные с птицами и животными? Всего опрошено 30 респондентов. Обработав результаты, получил следующие данные: 7 человек из опрошенных знают о праздниках достаточно, 3 респондента слышали о медвежьем празднике, 15 отвечали, что не знают, каким животным посвящаются праздники и есть ли они вообще, 5 респондентов не слышали ни о чем подобном.
Знаете ли вы праздники народов ханты, связанные с птицами и животными?
Я понял, что мой проект будет востребован.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.
Цель: составить календарь священных праздников коренных народов ханты и манси, связанных с животными и птицами Югры.
Задачи:
- изучить древние традиции, обычаи и обряды хантов и манси
- изучить роль птиц и животных в жизни народов Югры;
- познакомиться с народными праздниками
- составление календаря народных праздников ханты и манси
План действий:
- изучить литературу о древних традициях народов ханты и манси;
- посетить городской музей и городскую библиотеку;
-Посетить музей города Сургута
- Провести анкетирование для определения проблемы.
Конечный результат:
- составление календаря народных праздников ханты
- проведение экскурсии в школьном музее.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап реализации проекта |
Сроки реализации |
План действий |
Ответственные |
Результат |
Начальный |
сентябрь 2011 г. |
Анализ ситуации. Выявление проблем. Постановка цели и задач проекта. |
Винничук Артем Таминдарова Л.М. |
Изучена литература, Просмотрены сайты в интенете. |
октябрь |
Проведение социологического опроса с целью выявления актуальности проекта. Составление, обработка анкет. |
Винничук Артем Таминдарова Л.М. |
Проанкетировано 30 человек. Обработка результатов опроса показала востребованность результатов проекта. |
|
ноябрь |
Посещение музея в г. Сургуте. |
3К1 класс |
Накопление материала по теме. |
|
декабрь |
Посещение музея в городе Нефтеюганске. |
3к1 класс |
Сбор, обработка и систематизация материала, |
|
|
Январь апрель |
Систематизация материала. Оформление в электронном виде. Оформление проекта. |
Винничук Артем Таминдарова Л.М. |
Систематизация материала. Выступление на школьной конференции, проведение экскурсии в школьном музее. |
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ
Управление реализацией проекта осуществляется инициативной группой разработчиков в составе: Винничук Артема, Таминдаровой Л.Е.
Инициативная группа планирует деятельность по реализации проекта, координирует деятельность всех участников проекта, контролирует выполнение плана проекта, формирует информационный банк данных, вносит коррективы в деятельность.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
|
|
Наличие |
Предполагаемая смета расходов. |
Компенсирующие средства |
Материально-техническое обеспечение проекта |
Картриджи для цветного принтера |
есть |
4 тыс. руб. |
|
|
Компьютер |
Есть |
|
|
|
Канцелярские принадлежности |
есть |
500 руб. |
|
|
Цифровой фотоаппарат |
Есть |
7.000 руб. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Эти праздники проводятся и в городах нашего округа. А в прошлом году получил статус окружного праздник коренных малочисленных народов Севера «Вороний день».
Ханты и манси считают, что от доброго отношения к природе зависят их здоровье и материнское благополучие. У них немало святых озёр, рек, участков Оби, на которых не велся промысел. Как видно из изложенного, вся деятельность человека ограничивается определенными рамками, не допускается насилия над природой. Отсутствует жадность, обман, все согласовывается с совестью, с верой, все рассчитывается на вечность, чего, к сожалению, не хватает современным цивилизованным людям.
Мой проект перспективный. Я узнал, что у народов ханты и манси очень много священных животных. Работая над проектом, я исследовал только тех животных и птиц, в честь кого проводятся праздники коренными жителями нашего округа.
Основные результаты работы, проведенной по реализации проекта:
1. - изучена литература о древних традициях народов ханты и манси;
- организовано посещение городского музея и городской библиотеки;
- организовано посещение музея города Сургута
- Проведено анкетирование для определения проблемы.
- составлен календарь народных праздников ханты
- проведены 2 экскурсии в школьном музее.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Материал для экскурсии: «Праздники коренных народов Югры»
Вороний день
Черный ворон - мудрая и гордая птица.
Живет эта птица очень долго – 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает
легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов - обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника - обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний бога Торума. Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения - горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
Праздник Трясогузки
Этот весенний праздник народа манси. Трясогузки у этого народа считаются вестниками Большого света и Красной весны. В день праздника на площади селения ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурки трясогузки из теста. Собираются все жители. Ритуал проводит самая старшая женщина села. Она произносит «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка-зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». Потом девочки исполняют танец Трясогузки, подражая порывистым, быстрым движениям птички.
Проводы Лебедя
Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя, произносят: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Священные животные и птицы изображены на гербах городов Югры. Герб города Нефтеюганска.
Знаете ли вы праздники народов ханты, связанные с птицами и животными?